— Монс, в Йога-Сутрах сказано, что йога — это «читта вритти ниродха» (yogash-chitta-vritti-nirodhah). Как мы можем привнести это состояние в нашу повседневную жизнь? Как сочетается это с нашей практикой: когда мы встаем на коврик, делаем асаны и пранаямы, стараемся успокоить и контролировать ум?
Я думаю, что это просто немного разные вещи. Пребывать в состоянии «читта вритти ниродха» довольно сложно в обычной жизни. Потому что «читта вритти ниродха» означает, что наш ум совершенно пуст. Но как мы можем этого достичь, если мы, например, на работе? В полной мере мы не можем этого сделать. Мы можем испытывать это состояние в йогической практике, в процессе медитации или чего-то подобного. И то состояние блаженства, которое мы получили, — потом можем излучать и делиться.
В Йога-сутрах есть одна очень хорошая практика для работы с умом, которую дает Патанджали. Корни ее идут из буддизма, где она носит название брахма-вихары. Эта практика имеет дело с четырьмя видами склонностей в мире, проявляющихся четырьмя различными способами.
Если вы встречаете где-то счастье, отнеситесь к нему с дружелюбием, а не «Ооо, почему этот человек так счастлив?!»;
Если вы встречаете где-то несчастье, отнеситесь к нему с сочувствием и состраданием;
Если вы встречаете где-то хорошие качества, добродетели, испытывайте радость по этому поводу;
Если вы встречаете где-то плохие качества, пробуйте оставаться отстраненными, не привязываться к ним. Конечно, если вы учитель или родитель, все будет несколько иначе, но все же… Представьте, что вы видите в шале на практике кого-то, чьи привычки вам не импонируют. Подумайте просто: «это его жизнь и его привычки. Мне ничего не нужно с этим делать.»
Развивать в себе подобное отношение — очень хорошая практика для успокоения ума. Потому что часто мы становимся обеспокоенным и встревоженными из-за того, что чувствуем иначе. Но мы можем просто позволить ему или ей жить своей собственной жизнью, и вместо того, чтобы обращать внимание на чужие качества, — фокусироваться на себе и своей практике.