Попробуем разобрать на примере как это работает!
Например, Пасчимоттанасана успокаивает, воздействуя на парасимпатическую нервную систему. Вирабхадрасана или Уткатасана увеличивают силу, бодрят и тонизируют нервную систему. Прогибы стимулируют симпатическую нервную систему, тонизируют посильнее кофеина, поднимают настроение. Если сказать об этом в контексте чакральной системы и энергетического воздействия, то прогибы «раскрывают сердце», дарят чувство искренности и открытости, «укрепляют Анахату». Медитативные же асаны, например Падмасана или же Шавасана — успокаивают и балансируют ум, гармонизируют потоки праны и апаны (энергий в организме) — они важны для отдыха мышц, выравнивания дыхания, принятия умом завершения практики, максимального состояния осознанности и присутствия здесь и сейчас, для сбалансированной работы внутренних органов и желез.
Но на деле состояние ума людей, практикующих одни и те же позы, даже в рамках одного занятия может быть очень разным. Практикующие отличаются не только уровнем физической подготовки и состоянием здоровья в целом, но и способностью концентрировать внимание, и состоянием ума, и намерением, с которым делается практика в целом. Санскальпа - это качества не тела, а интеллекта, сознания. Положение дел усложняется, если преподаватель рекомендует работать еще и с бандхами или мудрами (эти техники нахзывают еще праническим импульсом, т.к. они напрямую завязаны на замыкание потоков энергий в организме и перераспределению их). А работа с намерением ….. В итоге , чтобы практика была похожа на йогу, а не на физкультуру – нам нужно вести работу сразу по нескольким граням и измерениям практики.
Каждый более тонкий уровень влияет на состояние каждого более грубого: состояние ума на дыхание, дыхание на тело (и наоборот!). Выходит, что соблюдение или несоблюдение тонких, неочевидных «правил» не просто дополняет, придает глубину тому, что мы делаем, а радикально меняет воздействие асаны. Это и есть то, что отличает метод йоги в аспекте саморазвития личности от развития тела в любом другом виде физической активности.
Продолжу примеры.. Человек делает Пашчиматонасану, или другую сидячую асану с наклоном — по идее, она успокаивает, снижает давление, замедляет сердечный. Но если асана делается с мощной пранаямой, в неспокойном состоянии ума (скажем, человек обдумывает недавнюю конфликтную ситуацию), в динамике (с мелкими «вспомогательными» движениями), или с большим напряжением, то эффект может быть прямо противоположным! В зависимости от фокуса сознания здесь и сейчас и «успокаивающая» асана может выводить из равновесия, если выполняется неправильно или поверхностно только в аспекте тела. Таким образом, в практике йоги важно не только техническое совершенство и правильное выполнение асан и других нетелесных практик, но и дыхание, концентрация внимания, работа с бандхами, намерением и состоянием ума.
Наилучшим состоянием для практики является ментальная тишина (внутренняя тишина, покой, пауза, «недуманье»), наблюдение за всеми своими процессами: ощущениями тела, дыханием, ментальным состоянием и другими более «тонкими». Во время асаны имеет значение эмоциональная невовлеченность ни в тело, ни в дыхание. Вы как сторонний наблюдатель без переживания о том, что наблюдаете (это называется состояние «Сакши»). Практика йоги без соблюдения этих принципов — поверхностна и малоэффективна, а преподавание без упоминания этого важного момента — не более, чем профанация.
Конечно для различных асан и пранаям установлены разные дришти и другие тонкие моменты. Опытные учителя йоги направляют постепенно своих учеников в верном направлении, углубляя в практике и указывая на эти моменты. Поэтому актуальным остается утверждение древних текстов по йоге, что для эффективной практики необходим Учитель, который возьмется обучать искренне ищущего. Остальные вынуждены будут «изобретать велосипед» и очень поверхностно соревноваться по форме асан, йога-луками в инстаграме, оставаться на мелководии – океан так не постигнуть … Однако! Кто ищет, тот найдет. Успехов в практике!