Многомерная практика йоги
Юлия Колчина
Преподаватель Аштанга йоги и Хатха йоги
Продолжаем развивать тему осознанной практики и осознания задач, которые мы ставим перед собой на коврике помимо освоения асан. Верхушку айсберга можно обозначить для себя в моей предыдущей статье. Но все мы знаем, что «чем дальше в лес – тем больше дров»!

Всем знакома ситуация (вероятно, и на личном опыте), когда человек во время занятия отвлекается непосредственно от практики, рассматривает себя в зеркало (круто, что в нашей студии их нет), рассматривает других занимающихся, а кто-то умудряется отвечать на сообщения на мобильном устройстве или делать фото (ааааа!!!). Такие люди и в Шавасане не дают себе покоя: ворочаются, вздыхают, с нетерпением ждут «команды» о завершении Шавасаны, или скоропостижно выходят из нее самостоятельно. Какой результат эти люди выносят с урока? Как минимум их состояние, с которым они пришли на практику, совершенно не изменилось, напряжение физическое и психологическое осталось, а возможно, добавилось еще и чувство неудовлетворенности своей практикой. Часто от таких практикующих преподаватель может услышать, что им чего-то не хватило именно сегодня в комплексе, и чем-то недовольны: собой, набором асан, температурой в помещении… В итоге человек расстроен – ничего не получил, ничего не освоил, нагрузки не хватило.. а в нагрузке ли дело? Он был бы более доволен, будучи еще и уставшим после занятия? Уверяю вас – нет! Но помочь ему грамотный преподаватель конечно может.

Дело в том, что сегодня существует тенденция массового непонимания практикующих того, чем они занимаются или должны заниматься на классе, в названии которого присутствует слово «йога». Но дело не в учениках, хуже всего, что и большинство преподавателей не понимают, как верно направить ученика и в каких направлениях одновременно нужно работать, чтобы практика давала результаты, а не была времяпрепровождением. Этим ученикам только предстоит (или не предстоит, по их выбору) начать заниматься, собственно, йогой, как полноценной практикой.
Для тех, кто пока не в курсе, что же надо «делать» на занятии — кроме того, что раз в две-три минуты менять позы, которые демонстрирует преподаватель — йога не принесет большой пользы. Скорее всего, они либо разочаруются в практике, либо будут делать ее рутинно, без интереса, и будут поверхностно, цинично относиться к йоге.

Прежде всего, требуется понимание глубинной, многослойной структуры метода йоги и направлений работы внимания. Ниже я приведу основные грани, которые мы можем затрагивать в момент практики. Все эти грани, естественно, перекликаются со ступенями йоги:
  1. Асана ( поза, положение тела в пространстве);
  2. Пранаяма (Дыхание);
  3. Поверхностная концентрация внимания (Дришти);
  4. Мудра (Глубинное направление внимания и состояние ума);
  5. Санскальпа (Намерение, цель практики, задающая вектор направления энергии, по которому мы пускаем потом намерения);
  6. Если человек работает еще и с духовным аспектом практики, то он работает еще и с понятием Ишта-девата или избранным эгрегором, качеством или, проще говоря, «божество» для идентификации.
Прим.: Если ставится цель лишь оздоровление и укрепление тела и энергетики — важными и основными являются первые четыре пункта.

Попробуем разобрать на примере как это работает!
Например, Пасчимоттанасана успокаивает, воздействуя на парасимпатическую нервную систему. Вирабхадрасана или Уткатасана увеличивают силу, бодрят и тонизируют нервную систему. Прогибы стимулируют симпатическую нервную систему, тонизируют посильнее кофеина, поднимают настроение. Если сказать об этом в контексте чакральной системы и энергетического воздействия, то прогибы «раскрывают сердце», дарят чувство искренности и открытости, «укрепляют Анахату». Медитативные же асаны, например Падмасана или же Шавасана — успокаивают и балансируют ум, гармонизируют потоки праны и апаны (энергий в организме) — они важны для отдыха мышц, выравнивания дыхания, принятия умом завершения практики, максимального состояния осознанности и присутствия здесь и сейчас, для сбалансированной работы внутренних органов и желез.

Но на деле состояние ума людей, практикующих одни и те же позы, даже в рамках одного занятия может быть очень разным. Практикующие отличаются не только уровнем физической подготовки и состоянием здоровья в целом, но и способностью концентрировать внимание, и состоянием ума, и намерением, с которым делается практика в целом. Санскальпа - это качества не тела, а интеллекта, сознания. Положение дел усложняется, если преподаватель рекомендует работать еще и с бандхами или мудрами (эти техники нахзывают еще праническим импульсом, т.к. они напрямую завязаны на замыкание потоков энергий в организме и перераспределению их). А работа с намерением ….. В итоге , чтобы практика была похожа на йогу, а не на физкультуру – нам нужно вести работу сразу по нескольким граням и измерениям практики.

Каждый более тонкий уровень влияет на состояние каждого более грубого: состояние ума на дыхание, дыхание на тело (и наоборот!). Выходит, что соблюдение или несоблюдение тонких, неочевидных «правил» не просто дополняет, придает глубину тому, что мы делаем, а радикально меняет воздействие асаны. Это и есть то, что отличает метод йоги в аспекте саморазвития личности от развития тела в любом другом виде физической активности.

Продолжу примеры.. Человек делает Пашчиматонасану, или другую сидячую асану с наклоном — по идее, она успокаивает, снижает давление, замедляет сердечный. Но если асана делается с мощной пранаямой, в неспокойном состоянии ума (скажем, человек обдумывает недавнюю конфликтную ситуацию), в динамике (с мелкими «вспомогательными» движениями), или с большим напряжением, то эффект может быть прямо противоположным! В зависимости от фокуса сознания здесь и сейчас и «успокаивающая» асана может выводить из равновесия, если выполняется неправильно или поверхностно только в аспекте тела. Таким образом, в практике йоги важно не только техническое совершенство и правильное выполнение асан и других нетелесных практик, но и дыхание, концентрация внимания, работа с бандхами, намерением и состоянием ума.

Наилучшим состоянием для практики является ментальная тишина (внутренняя тишина, покой, пауза, «недуманье»), наблюдение за всеми своими процессами: ощущениями тела, дыханием, ментальным состоянием и другими более «тонкими». Во время асаны имеет значение эмоциональная невовлеченность ни в тело, ни в дыхание. Вы как сторонний наблюдатель без переживания о том, что наблюдаете (это называется состояние «Сакши»). Практика йоги без соблюдения этих принципов — поверхностна и малоэффективна, а преподавание без упоминания этого важного момента — не более, чем профанация.

Конечно для различных асан и пранаям установлены разные дришти и другие тонкие моменты. Опытные учителя йоги направляют постепенно своих учеников в верном направлении, углубляя в практике и указывая на эти моменты. Поэтому актуальным остается утверждение древних текстов по йоге, что для эффективной практики необходим Учитель, который возьмется обучать искренне ищущего. Остальные вынуждены будут «изобретать велосипед» и очень поверхностно соревноваться по форме асан, йога-луками в инстаграме, оставаться на мелководии – океан так не постигнуть … Однако! Кто ищет, тот найдет. Успехов в практике!
Автор - Юлия Колчина
Копирование материала только с согласия автора и с указанием источника.
Фотографии - unsplash.com

«
Подписывайтесь на нас, чтобы не пропускать новые статьи, а также информацию о семинарах и мероприятиях

»